
Справка-отчет по сводному тематическому мониторингу 
информационного пространства Российской Федерации и 

общедоступных зарубежных источников 

(за период с 01.09.2022 по 07.09.2022) 
 
В отчетный период в ходе мониторинга российского и зарубежного 

информационного пространства1 выявлено 586 значимых публикаций, 
содержащих негатив по отношению к Президенту РФ В.В. Путину 

(график 1). 
 

График 1. Распределение негативных публикаций 

с разбивкой по федеральным округам 

 

Источники негативных публикаций 

1. федеральные СМИ и СМК (224 публикации); 
2. зарубежные источники (137 публикаций); 
3. региональные СМИ и СМК (225 публикаций); 

3.1. источники ЮФО (61 публикация); 
3.2. источники ПФО (54 публикации); 
3.3. источники СЗФО (27 публикаций); 
3.4. источники ЦФО (26 публикаций); 
3.5. источники СКФО (20 публикаций); 
3.6. источники УФО (15 публикаций); 
3.7. источники СФО (14 публикаций); 
3.8. источники ДФО (8 публикаций). 

                                           
1 Проанализировано 1490 источников, из них 574 – в федеральном медиапространстве, 879 – в региональном, 
37 зарубежных ресурсов 



Основной информационный повод, с которым связано наибольшее 
количество негативных материалов по тематике мониторинга, не выявлен. В 
то же время стоит отметить, что специальная военная операция ВС РФ на 
территории Украины оставалась магистральной повесткой отчетного 
периода, обсуждалась повсеместно как к в российском, так и зарубежном 
медиапространстве. 

Ключевыми тематиками отчетного периода, вызвавшими всплески 
информационной активности, стали: рабочая поездка Президента РФ в 
г. Калининград 01.09.2022, в рамках которой состоялся открытый урок 
В.В. Путина «Разговор о важном», а также диалог Главы государства с 
жителями Калининграда; прощание Президента РФ с президентом СССР 
М. Горбачёвым 01.09.2022; сокращение поставок российского газа в страны ЕС; 
приговор журналисту И. Сафронову 05.09.2022. 

Кроме того, в региональных СМК значительная часть публикаций была 
сопряжена с критикой внутренней политики Главы государства. В.В. Путин 
обвинялся в создании в стране такой системы управления, при которой 
происходит обогащение чиновников и членов их семей, а также «вымирание» и 
«обнищание» российского народа. Президенту РФ вменялись в вину 
«зачистка» политической оппозиции, уничтожение прав и свобод граждан, 
«массовые репрессии». 

Обращало на себя внимание и распространение в ряде отдельных 

регионов РФ негативных публикаций в адрес Президента РФ в контексте 
годовщины теракта в Школе № 1 г. Беслан, произошедшего в сентябре 2004 
года. Авторы назвали Главу государства «палачом Беслана», объясняя свою 
позицию тем, что в этой трагедии власти поставили «интересы государства» 
выше «жизней людей» и фактически «принесли своих граждан в жертву». В то 
же время заявлялось, что В.В. Путин «уже 14 лет игнорирует самое страшное 

событие в эпоху его правления» и не принимает участия в траурных 
мероприятиях, посвященных жертвам теракта. Акцентировалось внимание на 
том, что от Президента РФ якобы ни разу не звучали «слова обычного 

человеческого сочувствия» жертвам теракта в г. Беслан и родственникам 
погибших членов экипажа подводной лодки «Курск», «так и не дождавшимся 

помощи» от государства. 
  



График 2. Динамика негативных публикаций за отчетный период 

Прогнозируется, что итоги выборов в Единый день голосования 
11.09.2022 могут вызвать рост количества негативных публикаций в адрес 
Президента РФ. 
 

Информация о материалах с признаками нарушений действующего 
законодательства в сфере массовых коммуникаций, по которым 

Роскомнадзор уполномочен принимать меры реагирования 

 
Материалы с признаками нарушений действующего законодательства в 

сфере массовых коммуникаций, по которым Роскомнадзор уполномочен 
принимать меры реагирования, не выявлены. 

 
Характеристика обстановки 

 
Специальная военная операция ВС РФ на территории Украины была 

одной из центральных тем в российском и зарубежном медиапространстве, 
по которой появлялся негатив в отношении Главы государства. В большинстве 
случаев СВО характеризовалась авторами как «безумие и война, которую 

развязал Путин» ради своих «имперских амбиций» 
(https://ok.ru/nztskt/statuses/155287822317006, https://youtu.be/kLhm3_Rk_fc, 
https://t.me/domozhiroff/1698). Подчеркивалось, что по вине Президента РФ счет 

https://ok.ru/nztskt/statuses/155287822317006
https://youtu.be/kLhm3_Rk_fc
https://t.me/domozhiroff/1698


погибших идет «уже на сотни тысяч с обеих сторон», и жертв может быть 
еще больше (https://t.me/domozhiroff/1683, https://t.me/nsk_vesna/832, 
https://ok.ru/video/3624081887491, https://t.me/ChuvashiaDream/5570). 

Приводились результаты исследования американского «Института 
изучения войны», согласно которым В.В. Путин хочет «завершить оккупацию 

Донецкой области» до 15 сентября (https://telegram.me/TeamSobol/9435, 
https://telegram.me/radiosvoboda/27373, https://telegram.me/radiosvoboda/27358). 
Озвучивались также мнения, что ВС РФ «попытаются захватить» 
неподконтрольную властям ДНР территорию Донецкой области к 7 октября, 
чтобы «подарить» В.В. Путину на юбилей «освобожденный Донбасс» 
(https://t.me/kolezev/12023, https://youtu.be/vpVP2MfN6_4). 

Тем не менее, в большинстве материалов фигурировало мнение, что 
Глава государства проигрывает в этом военном конфликте (https://vk.com/wall-
177510517_16511, https://telegram.me/dmytrogordon_official/7512, 
https://t.me/qirimnews/30609, https://ok.ru/video/3623634669827), и его планы 
«присоединить к России оккупированные территории Украины вновь 
провалились» (https://telegram.me/nexta_live/35748, 
https://telegram.me/O_Arestovich_official/2541). Обращалось внимание на 
серьезные потери боевого состава, нехватку вооружений и масштабную 
коррупцию в рядах «путинской армии» (https://telegram.me/teamnavalny/13531, 
https://telegram.me/kompr/17340, https://telegram.me/dmytrogordon_official/7621, 
https://telegram.me/teamnavalny/13566, https://telegram.me/pr_russia/38017). В 
американских источниках распространялись публикации о переговорах по 
закупке российской стороной боеприпасов в КНДР 
(https://www.forbes.com/sites/roberthart/2022/09/06/us-intelligence-reportedly-
shows-russia-is-buying-weapons-from-north-korea/?sh=455d5f3f35b9), что, по 
мнению авторов, является «свидетельством того, в каком отчаянии находится 
Путин», и как «сильно страдает его оборонно-промышленный комплекс в 
результате этой войны» (https://abcnews.go.com/Politics/wireStory/us-russia-buy-
rockets-artillery-shells-north-korea-89382583). 

Утверждалось, что из-за нехватки личного состава «путинская армия» в 
Украине ищет способы повысить численность своих войск 
(https://telegram.me/nexta_live/35674), в том числе вербуя в свои ряды 
заключенных российских тюрем (https://youtu.be/HIAZoR2aVro, 
https://t.me/pulsdona/2976, https://www.express.co.uk/news/world/1665087/vladimir
-putin-recruits-prisoners-russia-poorest-war-ukraine-update, 
https://t.me/dwru_news/47239). В данной связи активно обсуждалась новость о 
том, что В.В. Путин посмертно наградил медалью «За отвагу» приговоренного 
к 25 годам колонии «убийцу и главаря банды» И. Непаратова, который был 

https://t.me/domozhiroff/1683
https://t.me/nsk_vesna/832
https://ok.ru/video/3624081887491
https://t.me/ChuvashiaDream/5570
https://telegram.me/TeamSobol/9435
https://telegram.me/radiosvoboda/27373
https://telegram.me/radiosvoboda/27358
https://t.me/kolezev/12023
https://youtu.be/vpVP2MfN6_4
https://vk.com/wall-177510517_16511
https://vk.com/wall-177510517_16511
https://telegram.me/dmytrogordon_official/7512
https://t.me/qirimnews/30609
https://ok.ru/video/3623634669827
https://telegram.me/nexta_live/35748
https://telegram.me/O_Arestovich_official/2541
https://telegram.me/teamnavalny/13531
https://telegram.me/kompr/17340
https://telegram.me/dmytrogordon_official/7621
https://telegram.me/teamnavalny/13566
https://telegram.me/pr_russia/38017
https://www.forbes.com/sites/roberthart/2022/09/06/us-intelligence-reportedly-shows-russia-is-buying-weapons-from-north-korea/?sh=455d5f3f35b9
https://www.forbes.com/sites/roberthart/2022/09/06/us-intelligence-reportedly-shows-russia-is-buying-weapons-from-north-korea/?sh=455d5f3f35b9
https://abcnews.go.com/Politics/wireStory/us-russia-buy-rockets-artillery-shells-north-korea-89382583
https://abcnews.go.com/Politics/wireStory/us-russia-buy-rockets-artillery-shells-north-korea-89382583
https://telegram.me/nexta_live/35674
https://youtu.be/HIAZoR2aVro
https://t.me/pulsdona/2976
https://www.express.co.uk/news/world/1665087/vladimir-putin-recruits-prisoners-russia-poorest-war-ukraine-update
https://www.express.co.uk/news/world/1665087/vladimir-putin-recruits-prisoners-russia-poorest-war-ukraine-update
https://t.me/dwru_news/47239


освобожден после 12 лет заключения и «отправился убивать в Украину» 
(https://telegram.me/theinsider/14045, https://telegram.me/svtvnews/14016, 
https://t.me/ProtestnyNovosibirsk/83219, https://t.me/currenttime/16128). Иронично 
отмечалось, что «какой режим, такие и герои», и «других героев, для вас 
россияне путин не приготовил» (https://telegram.me/svtvnews/14010, 
https://telegram.me/pr_russia/38043, https://telegram.me/nexta_live/35760). 
Выражалась уверенность, что И. Непаратов – «один из тысяч заключенных, 
завербованных для участия в войне», которые используются Главой 
государства как «пушечное мясо» (https://www.dailymail.co.uk/news/article-
11181677/Putin-honours-five-time-murderer-killed-freed-jail-join-war-
Ukraine.html). 

В то же время в федеральных и региональных медиа обсуждалось 

участие Президента РФ в проведении открытого урока «Разговор о 
важном» во время его рабочей поездки в Калининград 01.09.2022 
(https://telegram.me/mskuratov/4228, https://telegram.me/nexta_live/35700, 
https://youtu.be/TqNFir7uuDY, https://telegram.me/teamnavalny/13552). Авторы 
критиковали содержание урока, во время которого, по их утверждению, Глава 
государства опять рассказывал «враньё» про Украину и «прочий бред», 
излишне культивировал военно-патриотическое воспитание молодежи, 
занимался «пиаром» специальной военной операции, объясняя, почему 
«умирать за РФ (В.В. Путина) сладостно и почётно» 
(https://youtu.be/zLPqOLBjpeA, (https://telegram.me/pskovred/3902, 
https://telegram.me/TeamSobol/9430, 
https://zen.yandex.ru/media/burckina_faso/kritika-razgovora-o-vajnom-putina-pered-
shkolnikami-v-kaliningrade-6311898c5221556bac731ee2, 
https://youtu.be/CuFy4JfkJh4, https://telegram.me/SBelkovskiy/21771, 
https://t.me/veraafanasyeva/19949). Говоря об уровне «дипломатии великого 
лидера РФ», авторы заключали, что рассуждения Главы российского 
государства были больше похожи на «цитаты на уровне школьника, который 
пытается острить, но делает это очень глупо» (https://t.me/pulsdona/2930). 
Утверждалось, что попытки повысить популярность В.В. Путина и СВО в 
молодежной среде оказываются «все более провальными. Не выходит из него 

мудрого старца, все больше скатывается на уровень пахан и пацанята» 
(https://telegram.me/mskuratov/4231). В целом выступление Президента РФ 
оценивалось как «очередная пустопорожняя болтовня», которая транслируется 
«более 20 лет подряд» (https://t.me/NEPREKLONSK/1828). 

Представители экспертного сообщества, среди которых социолог 
И. Эйдман, политолог В. Пастухов, публицист К. Мартынов, журналист 
А. Сотник и другие, в критическом ключе давали оценку словам Президента 

https://telegram.me/theinsider/14045
https://telegram.me/svtvnews/14016
https://t.me/ProtestnyNovosibirsk/83219
https://t.me/currenttime/16128
https://telegram.me/svtvnews/14010
https://telegram.me/pr_russia/38043
https://telegram.me/nexta_live/35760
https://telegram.me/mskuratov/4228
https://telegram.me/nexta_live/35700
https://youtu.be/TqNFir7uuDY
https://telegram.me/teamnavalny/13552
https://youtu.be/zLPqOLBjpeA
https://telegram.me/pskovred/3902
https://telegram.me/TeamSobol/9430
https://zen.yandex.ru/media/burckina_faso/kritika-razgovora-o-vajnom-putina-pered-shkolnikami-v-kaliningrade-6311898c5221556bac731ee2
https://zen.yandex.ru/media/burckina_faso/kritika-razgovora-o-vajnom-putina-pered-shkolnikami-v-kaliningrade-6311898c5221556bac731ee2
https://youtu.be/CuFy4JfkJh4
https://telegram.me/SBelkovskiy/21771
https://t.me/veraafanasyeva/19949
https://t.me/pulsdona/2930
https://telegram.me/mskuratov/4231
https://t.me/NEPREKLONSK/1828


РФ о создании на Украине «антироссийского анклава» 
(https://youtu.be/_45X1WtV-jI, https://t.me/v_pastukhov/357, 
https://youtu.be/Wiu1YXeryTY, https://telegram.me/sashasotniktv/9249, 
https://telegram.me/igoreidman/277). Другие авторы иронизировали над 
озвученной В.В. Путиным фразой о том, что «трудолюбие – это вообще 
отдельный талант, это не просто, извините, резиновая попа» 
(https://telegram.me/dmytrogordon_official/7552, 
https://telegram.me/maximreznik/6765, https://vk.com/wall733670804_2374, 
https://telegram.me/kompr/17372, https://telegram.me/igoreidman/278, 
https://telegram.me/maximreznik/6765, https://telegram.me/radiosvoboda/27402, 
https://t.me/sibrealii/11542). Подчеркивалось, что подобное высказывание, как и 
остальные выступления Главы государства, «уже давно не вызывают никаких 

эмоций, кроме испанского стыда» (https://t.me/navalnyKRD/6547). 
Незапланированная остановка президентского кортежа в центре 

Калининграда и диалог Президента РФ с местными жителями также 
вызвал негативную реакцию российского интернет-сообщества 
(https://youtu.be/noI7B7a7OJs, https://telegram.me/meduzalive/68311). Авторы со 
скепсисом отмечали, что «Владимир Путин в окружении охранников 10 секунд 

пообщался с местными жителями в Калининграде и поехал дальше» 
(https://telegram.me/RepublicMag/15862, https://telegram.me/mskuratov/4234, 
https://telegram.me/TeamSobol/9450, https://vk.com/wall-177510517_16551), и 
называли остановку «дешевым спектаклем» (https://telegram.me/yoba_m/36410, 
https://telegram.me/pzdcofficial/9172). Высказывалось предположение, что 
разговор Главы государства с гражданами мог быть «спланированной акцией», 
где роли большей части прохожих играли сотрудники спецслужб 
(https://youtu.be/6BU1jdCaDcs). 

Кроме того, в контексте рабочей поездки в Калининград критиковались 
бюджетные траты на содержание Президента РФ и его административного 
аппарата. Оппозиционные авторы интересовались «во сколько обходится нам 

наш диктатор» и «работа бездельников, что его сопровождают» 
(https://t.me/navalnyKRD/6544). 

Обсуждая прощание Президента РФ с президентом СССР 

М. Горбачевым 01.09.2022, авторы негативно оценили решение В.В. Путина 
отказаться от присутствия на официальных похоронах политика и проститься с 
ним отдельно (https://vk.com/wall19431550_3522, https://telegram.me/TeamSobol/
9418, https://t.me/notesr08/3482). Отмечалось, что это прощание «какое-то 

совсем особенное»: «покойника» заранее готовили к посещению «одного 

конкретного человека, а потом убирали обратно на несколько дней и уже 

выставляли для всех, включая родственников» (https://t.me/censorunet/15966), и 

https://youtu.be/_45X1WtV-jI
https://t.me/v_pastukhov/357
https://youtu.be/Wiu1YXeryTY
https://telegram.me/sashasotniktv/9249
https://telegram.me/igoreidman/277
https://telegram.me/dmytrogordon_official/7552
https://telegram.me/maximreznik/6765
https://vk.com/wall733670804_2374
https://telegram.me/kompr/17372
https://telegram.me/igoreidman/278
https://telegram.me/maximreznik/6765
https://telegram.me/radiosvoboda/27402
https://t.me/sibrealii/11542
https://t.me/navalnyKRD/6547
https://youtu.be/noI7B7a7OJs
https://telegram.me/meduzalive/68311
https://telegram.me/RepublicMag/15862
https://telegram.me/mskuratov/4234
https://telegram.me/TeamSobol/9450
https://vk.com/wall-177510517_16551
https://telegram.me/yoba_m/36410
https://telegram.me/pzdcofficial/9172
https://youtu.be/6BU1jdCaDcs
https://t.me/navalnyKRD/6544
https://vk.com/wall19431550_3522
https://telegram.me/TeamSobol/9418
https://telegram.me/TeamSobol/9418
https://t.me/notesr08/3482
https://t.me/censorunet/15966


причина такого прощания в том, что «диктатор не хочет в очередной раз 

рисковать, появляясь на публике» (https://t.me/qirimnews/30532). 
Вместе с тем смерть М. Горбачева послужила поводом для сравнения и 

противопоставления его политики деятельности В.В. Путина 
(https://telegram.me/generalsvr/1032). В частности, утверждалось, что 
Президент РФ «хочет уничтожить всё, что сделал М. Горбачёв» 
(https://t.me/mar_zhel/1472). Авторы писали, что у первого президента СССР 
был курс на демократизацию институтов, создание конкуренции в политике 
России, введение свобод, в то время как «у Путина ровно наоборот – у него 
централизация власти, сокращение политической конкуренции внутри страны, 
сворачивания свобод» (https://youtu.be/6zSYcpkZOHc). Глава российского 
государства обвинялся в проведении военных действий на территории 
Украины, уничтожении свободы слова и преследовании оппозиционно 
настроенных граждан (https://t.me/fifthcolonna/1432). Подчеркивалось, что М. 
Горбачев, в отличие от В.В. Путина, «закончил войну, а не начал» 
(https://telegram.me/DmitryGudkov/5319). Авторы писали, что Президент РФ 
«наследует то все худшее, что было у Брежнева и что пытался изменить 
Горбачев» (https://telegram.me/meduzalive/68353). В данной связи делался 
вывод, что Глава государства является «более мелким и неудачливым человеком, 
нежели Михаил Сергеевич» (https://youtu.be/_JGbN6ncmKY). 

В отчетный период негатив по теме мониторинга был также вызван 

сокращением поставок российского газа в страны ЕС: наибольшее 
количество негативных материалов фиксировалось в зарубежных СМИ и 
СМК (https://www.lemonde.fr/economie/article/2022/09/06/la-russie-accentue-la-
pression-sur-l-europe-en-arretant-le-gazoduc-nord-stream-1_6140332_3234.html). 
Президент РФ обвинялся в ведении «экономической войны» против Европы 
(https://www.bloomberg.com/news/articles/2022-09-03/vladimir-putin-s-economic-
war-has-uk-panicking-former-energy-boss-says), в рамках которой «энергия 
используется <…> как оружие психологического терроризма» 
(https://www.lemonde.fr/economie/article/2022/09/05/energie-pour-teresa-ribera-l-
europe-doit-prendre-des-mesures-extraordinaires_6140208_3234.html, 
https://www.bloomberg.com/news/articles/2022-09-05/germany-warns-russian-gas-
supply-woes-will-test-european-unity) для «подрыва единства Запада» 
(https://www.newsweek.com/putin-must-pay-ukraine-europes-painful-winter-estonia-
1739278). Кроме того, экспертами отмечалось, что в таком формате 
противостояние «российского лидера с Западом может длиться десятилетие» 
(https://www.dailymail.co.uk/news/article-11177525/Defence-Secretary-Ben-
Wallace-issues-stinging-rebuke-Putin.html). В этой связи в некоторых источниках 
также обращалось внимание на ответную инициативу стран G7, суть которой 

https://t.me/qirimnews/30532
https://telegram.me/generalsvr/1032
https://t.me/mar_zhel/1472
https://youtu.be/6zSYcpkZOHc
https://t.me/fifthcolonna/1432
https://telegram.me/DmitryGudkov/5319
https://telegram.me/meduzalive/68353
https://youtu.be/_JGbN6ncmKY
https://www.lemonde.fr/economie/article/2022/09/06/la-russie-accentue-la-pression-sur-l-europe-en-arretant-le-gazoduc-nord-stream-1_6140332_3234.html
https://www.lemonde.fr/economie/article/2022/09/06/la-russie-accentue-la-pression-sur-l-europe-en-arretant-le-gazoduc-nord-stream-1_6140332_3234.html
https://www.bloomberg.com/news/articles/2022-09-03/vladimir-putin-s-economic-war-has-uk-panicking-former-energy-boss-says
https://www.bloomberg.com/news/articles/2022-09-03/vladimir-putin-s-economic-war-has-uk-panicking-former-energy-boss-says
https://www.lemonde.fr/economie/article/2022/09/05/energie-pour-teresa-ribera-l-europe-doit-prendre-des-mesures-extraordinaires_6140208_3234.html
https://www.lemonde.fr/economie/article/2022/09/05/energie-pour-teresa-ribera-l-europe-doit-prendre-des-mesures-extraordinaires_6140208_3234.html
https://www.bloomberg.com/news/articles/2022-09-05/germany-warns-russian-gas-supply-woes-will-test-european-unity
https://www.bloomberg.com/news/articles/2022-09-05/germany-warns-russian-gas-supply-woes-will-test-european-unity
https://www.newsweek.com/putin-must-pay-ukraine-europes-painful-winter-estonia-1739278
https://www.newsweek.com/putin-must-pay-ukraine-europes-painful-winter-estonia-1739278
https://www.dailymail.co.uk/news/article-11177525/Defence-Secretary-Ben-Wallace-issues-stinging-rebuke-Putin.html
https://www.dailymail.co.uk/news/article-11177525/Defence-Secretary-Ben-Wallace-issues-stinging-rebuke-Putin.html


сводится к искусственному ограничению цен на российские энергоресурсы 
(https://www.theguardian.com/business/2022/sep/02/russias-hybrid-war-on-ukraine-
extends-to-new-terrain-as-gazprom-cuts-supply-to-europe). Однако, по мнению 
некоторых политиков, подобную меру, являющуюся «последней попыткой 
оказать экономическое давление» на Президента РФ, «будет трудно 
реализовать» (https://www.cnbc.com/2022/09/03/france-says-imposing-a-price-cap-
on-russian-oil-will-be-difficult.html). 

Приговор журналисту И. Сафронову 05.09.2022 активно муссировался 
в российских источниках информации, вызывая негативную реакцию 
авторов в отношении Президента РФ (https://youtu.be/iG4xA4OxixM). 
Утверждалось, что наказание в виде 22 лет лишения свободы наглядно 
продемонстрировало «уровень деградации путинского государства» 
(https://telegram.me/TheForbiddenOpinion/6419). В материалах заявлялось о 
«незаконном и людоедском» решении суда, которое доказывает – «путинское 
государство решило считать честную журналистику преступлением» и 
«готово признавать только преданно-холуйские и истерически агрессивные 
якобы СМИ» (https://t.me/visboris/9506). Авторы писали, что «власть делает 
всё», чтобы недовольные «режимом» граждане либо уехали из страны, либо 

«сели» (https://t.me/pskovred/3916). Утверждалось, что у «путинской 
корпорации» не осталось никакой другой формы общения с народом, кроме 
«террора» (https://youtu.be/7jTBC0Nz2Vk, https://youtu.be/HAajEDV80mI). В 
данном контексте высказывалось утверждение, что приговор журналисту – это 
«не 22 года, а ППЖ — «Пока Путин жив» 
(https://telegram.me/khodorkovski/6916), и И. Сафронов выйдет на свободу, «как 
только рухнет путинский режим» (https://youtu.be/C3SKA8wCvik). 

Наряду с этим сообщалось, что событие вызвало резонанс в западном 
сообществе, и представители Евросоюза обратились к российским властям с 
требованием снять обвинения с И. Сафронова, подчеркивая, что 
«систематические репрессии путинского режима против журналистов 
лишают граждан права на достоверную информацию» 
(https://telegram.me/TeamSobol/9498). 
  

https://www.theguardian.com/business/2022/sep/02/russias-hybrid-war-on-ukraine-extends-to-new-terrain-as-gazprom-cuts-supply-to-europe
https://www.theguardian.com/business/2022/sep/02/russias-hybrid-war-on-ukraine-extends-to-new-terrain-as-gazprom-cuts-supply-to-europe
https://www.cnbc.com/2022/09/03/france-says-imposing-a-price-cap-on-russian-oil-will-be-difficult.html
https://www.cnbc.com/2022/09/03/france-says-imposing-a-price-cap-on-russian-oil-will-be-difficult.html
https://youtu.be/iG4xA4OxixM
https://telegram.me/TheForbiddenOpinion/6419
https://t.me/visboris/9506
https://t.me/pskovred/3916
https://youtu.be/7jTBC0Nz2Vk
https://youtu.be/HAajEDV80mI
https://telegram.me/khodorkovski/6916
https://youtu.be/C3SKA8wCvik
https://telegram.me/TeamSobol/9498


Описание источников 

 
Mail Online 

(https://www.dailymail.co.uk) 
Зарубежный источник 

Ресурс публикует материалы английской ежедневной газеты «The Daily 
Mail», которая является второй газетой по величине тиража в Великобритании 
(1 648 000 экз.) после «The Sun». Помимо статей «The Daily Mail», источник 
размещает собственные материалы. 

Публикуемый на сайте контент включает в себя международные новости, 
новости экономики, науки, спорта, информацию о жизни медиаперсон, 
полезные материалы для путешественников. В открытых источниках 
отмечается, что при освещении политических новостей газета часто 
поддерживает позицию Консервативной партии Великобритании. 

Репутация журналистского состава, который готовит публикации для 
источника, несколько раз находилась под угрозой. Согласно данным из 
открытых источников, при опубликовании информационных материалов ресурс 
часто не соблюдает принцип точности предоставляемой информации. В этой 
связи редакция «Mail Online» участвовала в многочисленных судебных делах, 
которые в большинстве случаев заканчивались не в её пользу. 

Главный редактор – британский редактор электронной версии 
Дэнни Грум, назначен в 2008 году. Также работал в The Observer. 
Американский редактор электронной версии – Кэтрин Томсон, назначена на 
должность в 2013 году. Ранее работала в Huffington Post, MSNBC, The New 
York Daily News. 

Учредитель – Daily Mail and General Trust. Одна из крупнейших 
медиакомпаний Великобритании, которая владеет несколькими газетами и 
радиостанциями, прежде всего в Соединенном Королевстве. Основана в 1922 
году со штаб-квартирой в Лондоне. Насчитывает более 17 тыс. сотрудников. 
Руководитель – Пол Звилинберг (Paul Zwillenberg), имеющий более 30 лет 
стажа работы в медиасфере. 

По данным сервиса анализа сайтов https://a.pr-cy.ru/ в месяц источник 
посещают порядка 336 млн пользователей. 

 
Bloomberg 

(www.bloomberg.com) 
Зарубежный источник 

Ресурс является одной из платформ для размещения контента 
информационного агентства «Bloomberg News» (США). На сайте 

https://www.dailymail.co.uk/home/index.html
https://a.pr-cy.ru/
http://www.bloomberg.com/


преимущественно публикуются новости политики, экономики, науки и 
технологий, а также редакционные материалы. Помимо текстовой информации, 
ресурс содержит видео и аудиоматериалы. Согласно данным из открытых 
источников, целевая аудитория сайта заявлена как «образованные 

пользователи, испытывающие нехватку времени». В этой связи с 2015 года 
фокус редакционной политики претерпел изменения – количество публикаций 
на общую тематику сократилось, преимущество уделено публикациям по 
тематикам бизнес, экономика, политика. Стоит отметить, что источник взимает 
плату с пользователей за доступ к публикуемому контенту. Бесплатный доступ 
к материалам предусматривает ограничения в количестве 10 публикаций в 
месяц.  

Главный редактор – Джон Миклетвэйт (John Micklethwait), британский 
журналист, бывший главный редактор еженедельного журнала «The Economist» 
(Великобритания). 

Учредитель – Bloomberg L.P. (США), частная компания, основанная 
предпринимателем М. Блумбергом в 1981 году. Bloomberg L.P. является одним 
из ведущих поставщиков финансовой информации для профессиональных 
участников финансовых рынков. Основной продукт компании – «Bloomberg 
Terminal», через который можно получить доступ к текущим и историческим 
ценам практически на всех мировых биржах и многих внебиржевых рынках, 
ленте новостей агентства «Bloomberg» и других ведущих СМИ. Помимо 
«Bloomberg Terminal», важным продуктом компании является семейство 
специализированных телевизионных каналов «BloombergTV», журналы 
«Bloomberg Markets», «Bloomberg BusinessWeek», сайты «Bloomberg.com» и 
«BusinessWeek.com», приложения для мобильных устройств и радио 
«BloombergRadio». Из открытых источников известно, что М. Блумберг входит 
в число богатейший людей мира по версии Forbes (11-е место с состоянием в 
50,4 млрд долларов), а также был мэром Нью-Йорка с 2002 по 2013 гг. 
(баллотировался от Республиканской партии США). 

По данным сервиса анализа сайтов https://a.pr-cy.ru/ в месяц источник 
посещают порядка 76 млн пользователей. 

 
Newsweek 

(https://www.newsweek.com/) 
Зарубежный источник 

Интернет-версия американского еженедельного новостного журнала. 
Основная версия издается на английском языке, имеет переводы на японском, 
сербском, польском, корейском, арабском, турецком и испанском языках. В 
2004–2010 годах выходил также «Русский Newsweek». 

https://a.pr-cy.ru/
https://www.newsweek.com/


Источник предоставляет актуальную новостную повестку, а также 
аналитические материалы по международной тематике, новости науки, бизнеса, 
культуры и политики. 

Главный редактор – американская журналистка Нэнси Купер. Награды: 
Overseas Press Club, Society Of American Business Editors and Writers.  

Учредитель – американское информационное агентство IBT Media. В 
ноябре 2010 года Newsweek объединился с новостным и аналитическим сайтом 
The Daily Beast, образовав компанию The Newsweek Daily Beast Company. 
3 августа 2013 года американское информационное агентство IBT Media 
объявило, что приобрело Newsweek у компании IAC. 

Учредители учредителя – Этьен Юзак (до 2018 года) и Джонатан Дэвис. 
По данным сервиса анализа сайтов https://a.pr-cy.ru/ в месяц источник 

посещают порядка 36 млн пользователей. 
 

Express. Home of the Daily and Sunday Express 

(https://www.express.co.uk) 
Зарубежный источник 

Ресурс является официальным сайтом британского таблоида «The Daily 
Express» и его воскресного выпуска «The Sunday Express». Источник публикует 
информационные сообщения, охватывая широкий круг тематик: новости 
политики, шоу-бизнеса, спорта, развлечений, информация для 
путешественников и др. Публикации размещаются как в текстовом, так и в 
видеоформате. 

По информации из открытых источников, «The Daily Express» оказывает 
поддержку «Партии независимости» Великобритании, отдельным членам 
«Консервативной партии» Великобритании (правое крыло политической 
организации), а также выступает с идеями Евроскептицизма. Известно, что в 
2011 году источник освещал кампанию «Крестовый поход за свободу», целью 
которой стала подача петиции о выходе Соединенного Королевства из состава 
Евросоюза. 

Главный редактор – Гэри Джонс, британский журналист, на должности 
с 2018 года. Ранее работал в таких СМИ как «The People», «Daily Mirror» и др. 

Редакционный директор – Джеф Марш (Geoff Marsh), гражданин 
Великобритании. Согласно открытым данным, является профессиональным 
журналистом, работающим в сфере СМИ с 2000 года. Под его руководством 
количество посещений ресурса «Express.co.uk» выросло с 300 тыс. до более 
100 млн, сделав его одним из самых популярных новостных источников в мире. 

Учредитель – британская компания «Reach plc». Организация является 
одним из самых крупных издателей Великобритании, который публикует как 

https://a.pr-cy.ru/
https://www.express.co.uk/


региональные, так и национальные газеты. В 2018 году компания приобрела 
активы другого британского издателя «Northern & Shell», среди которых были 
источники «The Daily Express», «The Sunday Express» и «Express.co.uk». 
Согласно открытым данным, генеральным директором «Reach plc» является 
Саймон Фокс (Simon Fox), председателем совета директоров – (Дэвид Григсон) 
David Grigson. 

По данным сервиса анализа сайтов https://a.pr-cy.ru/ в месяц источник 
посещают порядка 106 млн пользователей. 

 
The Guardian 

(https://www.theguardian.com) 
Зарубежный источник 

Одно из самых авторитетных британских изданий. Печатная версия 
выходит ежедневно. Газета основана в Манчестере в 1821 году. Еще одна 
дочерняя газета – The Guardian Weekly. Существуют австралийская и 
американская версии The Guardian. Тираж газеты – около 160 тыс. в день. 
Онлайн-версия является пятой по посещаемости в мире. 

Издание публикует международную новостную повестку, аналитические 
материалы, расследования. Газета публиковала такие громкие материалы, как 
скандал, связанный с незаконным прослушиванием телефонных разговоров 
частных лиц в компании News International, информацию Эдварда Сноудена о 
существовании программы массовой слежки PRISM, материалы о панамских 
офшорах и т.д. 

Газета четырежды (в 1999, 2005, 2010 и 2013 годах) поучала премию 
British Press Award как газета года. В 2006 году она также получила премию 
Society for News Design за лучший дизайн. В 2014 году американское издание 
разделило Пулитцеровскую премию с The Washington Post. Сайт газеты 
получил Webby Awards (самая престижная награда для интернет-сайта) в 2005, 
2006 и 2007 годах. 

Главный редактор – Кэтрин Вайнер (Katharine Viner) с 2015 года. 
Выпускница Оксфордского университета, работает в The Guardian с 1997 года. 

Учредитель – группа компаний Guardian Media Group, компания в 
Великобритании, владеющая рядом сми-активов, включая The Guardian и 
The Observer. Была основана как Manchester Guardian Ltd в 1907. Генеральный 
директор – Кэролин МакКолл. Принадлежит группе Scott Trust, британской 
компании, владеющей также иными медиа-активами в Великобритании, в том 
числе радиостанцией Smooth Radio. 

По данным сервиса анализа сайтов https://a.pr-cy.ru/, в месяц источник 
посещают порядка 260 млн пользователей. 

https://a.pr-cy.ru/
https://www.theguardian.com/
https://a.pr-cy.ru/


 
CNBC 

(https://www.cnbc.com/) 
Зарубежный источник 

CNBC – американский кабельный и спутниковый телеканал новостей 
бизнеса. До 1991 года официально назывался Consumer News and Business 
Channel. 

Канал был основан в 1989 году и к настоящему времени разросся в 
глобальную телесеть, в которую входят не только США, но и каналы в 
Азиатско-Тихоокеанском регионе, в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке, а 
также каналы CNBC World и CNBC в формате HD. Таким образом, CNBC 
можно считать мировым лидером в новостях о бизнесе и финансовых рынках, 
обеспечивающим их в режиме реального времени для приблизительно 
386 миллионов домов по всему миру. Сеть CNBC имеет новостные бюро по 
всему миру. В 2007 году сеть оценивалась в 4 миллиарда долларов и занимала 
19 место в списке самых ценных кабельных каналов США. 

Главный редактор – Рик Сантелли. Редактор сети деловых новостей 
CNBC. Он присоединился к CNBC в качестве редактора в эфире 14.06.1999, 
публикуя сообщения, в основном, из зала заседаний Чикагской торговой 
палаты. Считается, что Рик Сантелли стал катализатором для возникновения 
нового массового политического движения – американского Движения 
чаепития (политически консервативное американское политическое движение 
внутри Республиканской партии). В феврале 2009 года в прямом эфире канала 
CNBC он от своего лица резко выступил против экономической политики 
Администрации Президента США Б. Обамы. 

Учредитель – NBC Universal. Американская масс-медийная компания, 
основанная в мае 2004 года слиянием телекомпании NBC (подразделения 
General Electric), с Universal Studios и иными активами Vivendi Universal 
Entertainment (VUE), купленными у французской группы Vivendi. Штаб-
квартира находится в городе Энглвуд Клифс, штат Нью-Джерси. 

По данным сервиса анализа сайтов https://a.pr-cy.ru/, в месяц источник 
посещают порядка 152 млн пользователей. 

 
Forbes 

(https://www.forbes.com/) 
Зарубежный источник 

Официальный сайт американского финансово-экономического журнала, 
одного из наиболее авторитетных и известных экономических печатных 
изданий в мире. 

https://www.cnbc.com/
https://a.pr-cy.ru/
https://www.forbes.com/


«Forbes» освещает истории успешных проектов, жизнь и деятельность 
известных предпринимателей, причины и следствия громких событий, 
рейтинги самых богатых людей мира, самые большие гонорары звёзд шоу-
бизнеса и спортсменов, бизнес-форумы и пр. 

«Forbes» является ведущим деловым журналом в мире. Источник получил 
известность благодаря своим смелым расследованиям в мире бизнеса, а также 
публикуемому списку миллиардеров. 

Главный редактор – Малкольм Стивенсон Форбс младший, 
американский издатель, бизнесмен и политик. Дважды выдвигался кандидатом 
в Президенты США от Республиканской партии. Стив Форбс – сын издателя 
Малкольма Форбса, долгое время проработавшего в «Forbes», и внук 
основателя журнала Б.Ч. Форбса. 

Учредитель – 49% издания принадлежит членам семьи Форбс, 51% – 
компании Integrated Whale Media Investments, находящейся в Гонконге. 

По данным сервиса анализа сайтов https://a.pr-cy.ru/, в месяц источник 
посещают порядка 85 млн пользователей. 

 
ABC News 

(https://abcnews.go.com/) 
Зарубежный источник 

Ресурс является официальным сайтом одноименного телеканала, на 
котором имеется возможность просмотра эфира канала, архива передач, а также 
есть собственная новостная лента. Среди флагманских передач, публикуемых 
на сайте, отмечаются: ежедневный вечерний выпуск новостей ABC World News 
Tonight, Good Morning America, Nightline, Primetime и 20/20. Публикуемый на 
сайте контент включает в себя международные новости, внутриполитические 
новости, новости экономики, науки, спорта, сферы развлечений, полезные 
материалы для путешественников. 

«ABC News» является новостным подразделением американской 
вещательной сети «American Broadcasting Company (ABC)». ABC основана в 
1943 году, телевизионное вещание начато в 1948 году. На данный момент ABC 
входит в «большую тройку» телевизионных сетей в США. 

Президент «ABC News» – Кимберли Годвин (Kimberly Godwin), 
гражданка США, телеведущая. Окончила Флоридский университет A&M 
(Florida A&M University) со степенью бакалавра наук в области 
тележурналистики. Назначена на должность в апреле 2021 года. 

Учредитель – The Walt Disney Company, один из крупнейших 
медиаконгломератов индустрии развлечений в мире. Компания была основана 

https://a.pr-cy.ru/


16.10.1923 братьями Уолтом и Роем Диснеем. The Walt Disney Company 
приобрела «ABC» и принадлежащие ей активы в 1995 году. 

По данным сервиса анализа сайтов https://a.pr-cy.ru/, в месяц источник 
посещают порядка 36 млн пользователей. 

 
Le Monde 

(https://www.lemonde.fr/) 
Зарубежный источник 

Официальный сайт французской ежедневной вечерней газеты. Издание 
позиционирует себя как независимое СМИ леволиберальной направленности, 
пользующееся значительным доверием у читателей. Газета основана в 1944 
году как одна из газет французского сопротивления немецкой оккупации. 

СМИ освещает общественно-политическую повестку, делая акцент на 
аналитические публикации, комментарии лидеров мнений и экспертов по 
различным тематикам. Считается одной из ведущих газет Французской 
Республики. 

Главный редактор – Каролина Монно, 1965 г.р., французская 
журналистка, работает в газете с 1989 года. Окончила Парижский центр 
подготовки журналистов (Centre de formation des journalistes). Должность 
занимает с января 2021 года. 

Учредитель – издательская группа «SOCIÉTÉ ÉDITRICE DU MONDE», 
директор – Луи Дрейфус. 

Владельцем издательской группы является «Le Monde Libre» – 
французский медиахолдинг, основным акционером которого является 
Ксавье Ньель – французский бизнесмен в сфере медиакоммуникаций и сотовой 
связи, 1967 г.р. 

По данным сервиса анализа сайтов https://a.pr-cy.ru/, в месяц источник 
посещают порядка 93 млн пользователей. 

 

https://a.pr-cy.ru/
https://www.lemonde.fr/
https://a.pr-cy.ru/

