
Нейтральные СМИ

• Газета «Известия»

• «Коммерсантъ»

• «Российская газета»

• «Новая газета»

• «Аргументы и факты»

• Журнал «Forbes»

• «Vogue»

• Интернет-ресурс «Lenta.ru»

• 360tv.ru

• News.ru

• Life.ru 

• ТВ канал ОТР

• Парламентская газета

• Журнал «профиль»

• Яндекс Новости

• Mail.ru Новости 

• «Euronews по-русски»

• Проект о людях «Сноб»

• РБК   не выражает определенную позицию по политическим 
вопросам. 


• Znak.com    Базируется в Екб. Освещает повестку множества 
других регионов. 


• «The bell    


Перечисленные выше СМИ можно отнести к нейтральным или объективным, 
по моему мнению. Они, как правило, «сухо» освещают события, да и в целом, 
стараются не писать о своих субъективных позициях по политическим 



вопросам, воздерживаются от критики или порицании действующей власти. 
Наблюдается «журналистика фактов» 


Провластные СМИ

• Телеканал «Первый»; Вести.ru

• Телеканал «Россия 1»

• Телеканал «Звезда»

• «Russia Today»

•  «Россия 24»

•   Радио «Маяк»

•  «Радио России»

•  «Вести fm»

• «Юность»

•  «Радио культура»

• «Россия сегодня»

• «Рен ТВ»


Получают субсидии из федерального бюджета. Cугубо положительные 
оценки деятельности правительства. Критичнее смотрят на действия 
западных политиков. Любые Достижения выносятся на первый план, о 
неудачах, напротив, предпочитают замалчивать. Пророссийские идеи 
восхваляются. «На западе все еще хуже». 2/3 всего контента, по моему 
субъективному мнению, занимает информация о деятельности: президента 
РФ В.В. Путина, премьер-министра М.В. Мишустина, министра 
иностранных дел С.В. Лаврова. 


• http://politrussia.com/  


нтернет-журнал, освещающий актуальные в России политические и 
экономические темы.  Хотя первоначально предполагалось, что в журнале 
будут в равных долях представлены либеральная и пророссийская точки 
зрения, по факту журнал уверенно склоняется к патриотическому тону.


http://politrussia.com/


• http://poznavatelnoe.tv/ 


некоммерческое образовательное интернет-телевидение. Командой сайта 
записано множество роликов с интервью, лекциями, аналитическими 
комментариями и прочими выступлениями различных пророссийских 
деятелей


• Антифейк ТВ 


Интернет-канал, созданный для разоблачения фальсификаций и лжи (далее 
фейков) преимущественно антироссийской пропаганды — от новостей до 
пропагандистских роликов, распространяемых в Сети


• http://www.rg.ru/   Российская газета 


Официальный печатный орган Правительства Российской Федерации. 
Публикуются также новости, репортажи и интервью государственных 
деятелей, комментарии к официальным документам.


• http://sputniknews.com/  многоязычный информационный портал и 
международная общественно-политическая радиостанция. На сайте 
широко представлена геополитическая и бизнес-аналитика, написанная 
с нейтральных и пророссийских позиций.


• Интернет-газета «Взгляд»         


Занимает последовательную пророссийскую позицию.


• Социальная группа «Команда Путина — патриоты и будущее России» 


Группа поддерживает курс президента В.Путина по социально-
экономическому развитию страны, стремится объединять присущие 
российскому народу патриотические и консервативные силы


• Автор блога Маргарита Симоньян главный редактор международного 
многоязычного российского информационного телеканала RT


Оппозиционные СМИ

• Группа VK «КБ» (1.7 млн подписчиков)  


• Блогер Горбунов «Сталингулаг» (в общей сложности 1.3млн 
пользователей)


•

http://poznavatelnoe.tv/
http://www.rg.ru/
https://ruxpert.ru/%25D0%25A0%25D0%25BE%25D1%2581%25D1%2581%25D0%25B8%25D1%258F
http://sputniknews.com/
http://www.facebook.com/groups/komandaputina/632159323462554/?notif_t=like
https://ruxpert.ru/RT


• Ютуб-канал «Дудь»  


Прослеживается негативное отношение к президенту; к примеру, в конце 
видео Юрий задает вопрос: «Что бы вы сказали Путину» явно рассчитывая на 
определенную позицию своего респондента .


• Группа VK «Диванный аналитик»  


• «Эхо Москвы»


Радио «Эхо Москвы» — один из главнейших и 
старейших либеральных, антироссийских и проамериканских ресурсов. С 
некоторых пор присутствует в сети как новостной портал и блог-платформа. 
Даёт слово всем противникам «кровавого режима»


• «Эхо России»


«Эхо России» — общественно-политический журнал с ярко выраженной 
антироссийской направленностью


При этом о США и вообще Западе ресурс отзывается очень хорошо и не без 
использования штампов «Загнивающий Запад» и т. д. В разделе 
«Персоналии» представлен весь цвет антироссийской общественности.


• Журнал «Космополитан»


 можно сказать, что журнал разжигает вражду не только по половому 
признаку (это общеизвестно), но и по национальному.


• «Народный журналист» 


Интернет-издание, располагающееся в Воронеже и Курске и 
позиционирующее себя как «независимая от партий и частных лиц газета». 
На деле данная газета выражает интересы депутата Курской областной Думы 
Ольги Ли. Кроме критики местной власти, Ольга Ли активно продвигает 
интересы Алексея Навального и либеральных партий «ЯБЛОКО» и 
«ПАРНАС» в регионе. Она является противником политики Путина, называя 
её «преступной», за что получила отличный пиар благодаря таким СМИ, как 
«Немецкая Волна», «Радио Свобода».


• «Медуза»


Был сохранен стиль старой «Ленты», проявляющийся в неярко выраженной 
русофобии и антироссийской трактовке мировых событий, специфической 
подборке новостей, способствующих протестным настроениям.


• «МБХ Медиа»


Новостной сайт осуждённого и выпущенного после помилования 
оппозиционного олигарха Михаила Ходорковского.


https://ruxpert.ru/%25D0%259B%25D0%25B8%25D0%25B1%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BB%25D0%25B8%25D0%25B7%25D0%25BC
https://ruxpert.ru/%25D0%25A0%25D1%2583%25D1%2581%25D0%25BE%25D1%2584%25D0%25BE%25D0%25B1%25D0%25B8%25D1%258F
https://ruxpert.ru/%25D0%25A1%25D0%25A8%25D0%2590


В 2021 году признана иноагентом

• Телеканал «Дождь»


Дождь известен своими искажающими объективную картину новостями  и 
провокационными опросами После одного такого (опрос про блокаду 
Ленинграда) и последующего за ним шквала общественной критики канал 
был отключён от кабельных сетей, что лишило его важнейшего источника 
доходов. Также канал известен нетерпимостью к критике, посему 
пророссийские и патриотические комментарии блокируются, причём вместе 
с аккаунтом.


• «Девятый канал»


Израильский русскоязычный канал, созданный в 2002 году. На канале 
можно заметить интенсивную пропаганду антисемитизма и русофобии а 
так же оправдание фашизма.

•

Крупный белоленточный интернет-портал. Держат на сайте специальный 
раздел [27], в котором называют плохими словами неугодные прозападным 
либералам высказывания. Большая часть приведённых там реплик содержит 
критику в адрес либералов или, наоборот, хорошие слова в адрес России.


•  «Голос Америки»


Марионеточная американская радиостанция, участвовавшая в 
информационно-психологической войне против СССР. В связи с 
последними событиями её деятельность активизировалась. Также есть 
одноимённый сайт. Разжигание национальной розни, сепаратизма и 
пропаганда сложившихся ещё во времена Холодной войны стереотипов, 
системная антироссийская позиция.


4 марта 2022 года сайт издания заблокирован Роскомнадзором из-за 
распространения фейков о спецоперации на Украине

• «Вестник гражданского общества» 


Журнал, позиционирующий себя как просветительский, исследующий 
способы и методы формирования гражданского общества. На деле 
основная сфера деятельности — оппозиция власти и обоснование и 
продвижение «демократических» реформ. Системная антироссийская 
позиция во внешнеполитической и экономической сфере.


12) «Белорусский партизан»


Информационный ресурс, занимающий откровенно антироссийскую 
позицию. 


https://ruxpert.ru/%25D0%25A4%25D0%25B5%25D0%25B9%25D0%25BB%25D1%258B_%25D0%25BE%25D0%25BF%25D0%25BF%25D0%25BE%25D0%25B7%25D0%25B8%25D1%2586%25D0%25B8%25D0%25B8#.D0.9E.D0.BF.D1.80.D0.BE.D1.81_.C2.AB.D0.94.D0.BE.D0.B6.D0.B4.D1.8F.C2.BB_.D0.BE_.D0.B1.D0.BB.D0.BE.D0.BA.D0.B0.D0.B4.D0.B5_.D0.9B.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.BD.D0.B3.D1.80.D0.B0.D0.B4.D0.B0
https://ruxpert.ru/%25D0%25A4%25D0%25B5%25D0%25B9%25D0%25BB%25D1%258B_%25D0%25BE%25D0%25BF%25D0%25BF%25D0%25BE%25D0%25B7%25D0%25B8%25D1%2586%25D0%25B8%25D0%25B8#.D0.9E.D0.BF.D1.80.D0.BE.D1.81_.C2.AB.D0.94.D0.BE.D0.B6.D0.B4.D1.8F.C2.BB_.D0.BE_.D0.B1.D0.BB.D0.BE.D0.BA.D0.B0.D0.B4.D0.B5_.D0.9B.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.BD.D0.B3.D1.80.D0.B0.D0.B4.D0.B0
https://ruxpert.ru/%25D0%259F%25D0%25B0%25D1%2582%25D1%2580%25D0%25B8%25D0%25BE%25D1%2582%25D0%25B8%25D0%25B7%25D0%25BC
https://ruxpert.ru/%25D0%2591%25D0%25B5%25D0%25BB%25D0%25B0%25D1%258F_%25D0%25BB%25D0%25B5%25D0%25BD%25D1%2582%25D0%25B0
http://grani.ru/blogs/govnomer/%25C2%25AB%25D0%2594%25D0%25B5%25D1%2580%25D1%258C%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BC%25D0%25B5%25D1%2582%25D1%2580%25C2%25BB


• «Артподготовка»


Проект Вячеслава Мальцева, экс-депутата областной думы Саратовской 
области (1994—2007 гг.), именующего себя русским националистом (на 
деле придерживается национал-либеральных и национал-
демократических взглядов[20]). Активно поливает грязью Владимира 
Путина и поддерживающие его политические силы, поддерживает 
прозападных либералов, постмайданную власть в Киеве, ИГИЛ и прочих 
противников России. 

• Проект «StopFake»


Редакторы проекта StopFake заявляют, что занимаются опровержением 
«фэйков» СМИ. На практике распространяют свою деятельность только на 
российские новостные агентства за крайне редким исключением, тем 
самым формируя у читателя ощущения того, что за пределами России 
дезинформации нет. Финансируются из-за рубежа. 

•  «Republic»


Издание, входящее в один медиахолдинг с «Дождем». Также, как и 
«Дождь» является оплотом русофобии и несистемной оппозиционности. 
Наполнен крайне токсичной аудиторией, готовой загнобить тебя за любую 
похвалу в отношении Путина


В октябре 2021 года издание признано иноагентом

• 7x7-journal


«Правозащитный» сайт. На данном ресурсе показываются только 
негативные стороны современного российского общества (часто сильно 
приукрашены или сфальсифицированы).

• https://gaidar.center/ 


Представляет себя как независимый просветительский проект. На деле же 
портал занимается самой откровенной пропагандой прозападно-
либеральной мифологии и оправданием краха либеральных реформ 90-х 
годов, их бесперспективности и антинаучности. Русский народ в статьях 
рассматривается как неполноценный, ущербный, неспособный к 
развитию. Системная антироссийская позиция в политике и экономике. 
Очернение истории и достижений России.

• «Deutche  Welle»


 28 июня 2018 года официальный представитель МИД России Мария 
Захарова на брифинге призвала коллег из Совета Федерации, Госдумы и 
Роскомнадзора обратить внимание и дать оценку пропагандистской 

http://www.youtube.com/watch?v=2NlbOtkEMig
https://gaidar.center/


деятельности Deutsche Welle. Активно дестабилизирует ситуацию внутри 
России. Летом 2019 года Госдума обвинила Deutsche Welle во 
вмешательстве во внутренние дела России.	 

• BnW


Сервис для русофобов. Пропагандирует идеи разделения России и 
признания русских неполноценным народом.

• http://pravdaoputine.ru/


На сайте публикуется сугубо негативная информация о Путине — например, 
материалы от Навального


• http://putin-itogi.ru/


Сайт посвящён публикации докладов Бориса Немцова, а также новостей и 
видеоматериалов на темы, освещённые в данных докладах — коррупция, 
дороги, нефтяная игла, цензура и т. д.


• https://rufabula.com/  На сайте можно заметить неофашистские 
высказывания, прозападную пропаганду.

http://pravdaoputine.ru/
http://putin-itogi.ru/
https://ruxpert.ru/%25D0%259D%25D0%25B5%25D1%2584%25D1%2582%25D1%258F%25D0%25BD%25D0%25B0%25D1%258F_%25D0%25B8%25D0%25B3%25D0%25BB%25D0%25B0
https://rufabula.com/

